🙃 Получил я бумажный «Аконит», номер 7-8, за февраль 2020 г. Что мне там понравилось? Прежде всего, рассказы Дмитрия Николова «Костюм» и Ильи Пивоварова «За деревьями, за домами». Оба написаны прекрасным языком. Фразы из этих рассказов хочется цитировать. У Николова: «пятнистая от сколов, как ягуар, эмалированная раковина» // «соседка с истекающим сроком годности» // «Они говорили о живом ещё человеке так, будто перед ними вдруг вырос уродливый огромный гриб, при котором можно не стесняться в выражениях» // «Фонарь за окном уже не горел, и теперь редкого пешехода можно было увидеть лишь в отражениях луж, впитавших холодное серебро осенней луны» // «поезд крикнул птицей». У Пивоварова: «Утро на остановке вобрало в себя всё типичное, что могло выбрать. Грязную марлю неба. Промозглый ветер, проникающий под одежду. Туман в кронах тополей. Запахи сырости и земли» // «Задиванье – тёмное пространство, куда не дотягивался папин пылесос» // «Я стою на коленях, слёзы капают на тряпичное лицо, мир вокруг чужой и непостижимый, а время играть подходит к концу». Сплошное удовольствие читать тексты, которые написаны так классно. Концептуально оба рассказа схожи тем, что в центре каждого из них то, что можно назвать «экзистенциальным кошмаром». Кошмар одежды-оболочки, которая поглощает человеческую личность, трансформируя её под себя (у Николова). Кошмар родительской любви и заботы, которые парализуют волю и разум ребёнка, не позволяя ему взрослеть (у Пивоварова). Далее: великолепный рассказ Александра Подольского «Кап-кап». Такого Подольского я ещё не читал. Центр тяжести в рассказе приходится не на сюжет и его повороты, а на атмосферу и зловещие сюрреалистические образы. Рассказ звучит как музыка, которая становится, чем дальше, тем всё более мрачной и потусторонне-кошмарной. Реальность гниёт, разлагается, истекает трупным ядом, проходит через жуткие метаморфозы и превращается в ад. Вот этот момент в рассказе меня особенно восхитил: «Мир за окном исчез в дожде, растворилась даже высотка. Мрак разгоняли только огни крана, который больше не походил на букву Г. Стрела извивалась и скручивалась кольцами, в кабине проклёвывалось красное, моргающее. От каркаса отделялись новые металлические отростки. Покрытые прожекторами щупальца переплетались в ливневой стене, скрежетали, блестели в неживом свете». Далее: три рассказа Николая Скуратова из цикла «Мифы Чёрного цилиндра». Первый рассказ из этого цикла был опубликован в предыдущем номере «Аконита». Это очень необычный изысканный вирд с элементами сюрреализма и абсурдизма в духе Льюиса Кэрролла. Особенно хорош рассказ «Чаепитие». Парк при пансионе для девочек. Три девочки пьют чай. Их предупреждают, что приближается время. Но им нет до этого дела, потому что у каждой в кармане – Вечность. Однако Вечность исчезает, похищенная. И приближение времени, от которого больше нет защиты, становится жутким кошмаром. Вслед за временем приходит Смерть. А следом за нею – чёрное небытие. Далее: рассказ главреда «Аконита», Андрея Бородина, «Черви извне». Вообще, проза Бородина – интереснейшее явление, и «Черви извне» только лишний раз это подтверждают. Все рассказы Бородина, которые я читал, имеют одно свойство: от них веет явственным архаичным духом, и это дух не русской прозы времён Гоголя, Марлинского или Тургенева, но прозы англоязычной: По, Блэквуд, Ходжсон, Лавкрафт. И здесь не просто стилизация, такой характер проза Бородина имеет без всяких стилистических усилий. Местами Бородин использует архаичные выражения, но даже там, где он пишет самым простым языком, без всяких изысков, всё равно веет этим архаичным духом. В современном истхорроре самые мастерские стилизации (скажем, у Владимира Кузнецова) – это всегда стилизации, которые с большим или меньшим успехом имитируют архаичный дух. Но Бородин – единственный автор, у которого я не чувствую имитации. Тёмная маслянисто-вязкая архаичная атмосфера в его рассказах – это естественное свойство его прозы. Ещё отмечу рассказ Александра Ковалёва «Fidelis». Автор мне неизвестный, но этот рассказ я уже читал на одном из квазаровских конкурсов, он ещё тогда обратил на себя моё внимание. Выдающийся рассказ, который всем рекомендую. Надо будет проследить за этим автором и посмотреть, чем он ещё порадует.

Теги других блогов: рассказы литература журналы